Некоторые ветеринарные врачи настаивают на том, что любая рвота кошки — это заболевание и что отрыгивать шерсть она тоже не должна. С ними сложно спорить, но мне кажется, тут или непонимание физиологии кошек и её особенностей, или руку протягивают производители мальтпаст и гастрокормов (шутка, конечно, но в каждой шутке…).
Вроде бы кто-то пытался собрать статистические данные, и по ответам владельцев кошек посчитали, что 10% здоровых короткошёрстных и 20% длинношёрстных кошек периодически сплёвывали комки шерсти. Вообще я думаю, что практически все кошки, если они шерстяные, хотя бы иногда отрыгивают шерсть.
Мое личное мнение – пусть лучше безоар (если уж он у кошки есть) выйдет с утренним «бяком», чем он будет мотаться где-то по кишечнику, двигаемый едой и прочими силами мысли.
Я против того, чтобы лечить срыгивания безоаров и давать кошке мальтпасту, чтобы этого не избежать. Исключение – те кошки, у которых безоары как раз не отрыгиваются сами и которые склонны к тому, что их безоары станут инородным телом в кишечнике со всеми вытекающими последствиями. Я даже уточню, что имею в виду. Если когда-то у кошки была клиника инородного тела, её прооперировали, достали безоар – значит да, она склонна к этому. Остальные скорее не склонны, чем склонны.
И сразу тут напишу, что я не люблю мальтпасты. Лучше уж, если надо, яичные желтки, хоть каждый день по штучке.
Когда учёные считали количество времени, которое кошка отводит на груминг, то выяснили, что грумингом кошка занимается 25% времени бодрствования. То есть, если кошка не спит, то она вылизывается 15 минут из 1 часа. Это может быть и вылизывание себя, и вылизывание своих котят или кошек-соседок-компаньонов, то есть, это часть социального поведения кошки.
Часть той шерсти, которую кошка слизала и проглотила, выведется с фекалиями, но часть шерсти может превратиться в безоар. По всей видимости, это та шерсть, которая попала в пустой желудок кошки (в тот самый, в котором нет голодной перистальтики, которая у людей и у собак помогает эвакуировать из желудка в кишечник то, что не переварилось) или та шерсть, которая не вышла в кишечник в стадию активного пищеварения.
В статьях про трихобезоары человека (у людей есть такое, страдают в основном женщины истероидного типа, которые имеют привычку жевать свои волосы или обкусывать кончики) я нашла информацию, что волосы при проглатывании могут «прятаться» в складках желудка, и так как они гладкие, то им достаточно тяжело выйти из этой ловушки и пройти в кишечник. Возможно, у кошек тоже такое есть, какое-то количество шерсти может ждать своего часа и «лежать» пристеночно в складочках до тех пор, пока не растворится кожный воск – ланолин – и пока не изменится рН желудка на щелочную (рН желудочного сока меняется с кислой на щелочную в голодную паузу). То есть, не создадутся благоприятные условия для скатывания шерсти в войлочную колбасу – трихобезоар.
Когда у меня была возможность, я измеряла собственноручно рН безоара кошки. Он был равен 5,42. Это, конечно, всё ещё кислая реакция, но уже не такая кислая, как когда идет активное пищеварение (тогда я бы скорее всего получила рН 1-2). Увы, я не знаю точных цифр кислотности желудочного сока кошек натощак.
Я бы сравнила это с отрыгиванием погадок, которые есть в норме у некоторых птиц, например, у сов. Это, конечно, совсем не одно и то же, но пища для раздумий есть.
Резюмирую: особенность функционирования желудка кошек, отсутствие голодной перистальтики, поведение кошек (как социальное, так и охотничье) создают условия для формирования трихобезоара и его отрыгивания, как правило, после длительной голодной паузы, натощак. Это нормально, этого не надо бояться и, скорее всего, бороться с этим тоже не нужно.